Великое понятие подвига пронизывает всё творчество Н.К. Рериха, но особенно ярко оно звучит в его картинах, посвящённых Светочам Мира — тем, кто отдал свои жизни самоотверженному творению блага. В галерее воителей за духовное восхождение человечества, созданной художником, особое место занимают образы женщин.
Поверх истории человеческой слагается история духа. Описания жизней великих подвижников и святых всех времён и народов слагают незабываемые страницы, навеки оставшиеся в памяти поколений. «Каждая страна у сердца своего бережёт имена, ведущие её к Свету», — говорил Николай Константинович Рерих.
Центральной экспозицией зала является Триптих «Fiat Rex» (1931) посвященный одному из Великих Учителей человечества, создателю Учения Живой Этики.
При жизни Н.К. Рериха триптих находился в доме Рерихов в Наггаре и никогда не экспонировался на выставках. В январе 1948 г. при переезде был вывезен из Наггара Е.И. Рерих и находился с ней в Дели, Кхандале и Калимпонге. После смерти Е.И. Рерих в октябре 1955 г. С.Н. Рерих перевез его в свое имение «Tatguni Estate» под Бангалором [4, с. 81].
Учитель, изображенный в центральной части триптиха, окружен прекрасным синим сиянием с рубиновыми искрами и, подобно святым, имеет золотистый ореол над головой. Из Его темени и оплечий исходят яркие лучи света, свидетельствующие о необычайно высоком энергетическом и духовном уровне, присущем, как говорят в Индии, Великой Душе.
Спокойные светлые тона преобладают в свечении вокруг мужчины и женщины, изображенных на левой и правой частях триптиха, что свидетельствует о благородстве натуры, внутренней гармонии и уравновешенности чувств. Н.К. Рерих изобразил реальных исторических личностей: маркграфа Эккехарда II и его супругу маркграфиню Уту, живших в XI в. в Германии. Их скульптуры, исполненные в ХIII столетии, в числе фигур 12 других основателей Наумбурга украшают готический собор Петра и Павла в этом городе. Исторические хроники донесли до нас немногое: Эккехард, правивший маркграфством Мейсен в 1031–1046 гг., описан как отважный воин, преданный своему королю; об Уте известно то, что происходила она из рода Асканнер из Баленштедта и воспитывалась в монастыре, где получила прекрасное по тем временам образование [5]. Ее образ стал воплощением женственности и достоинства, хрупкости и внутренней силы.
Необычно выглядит в триптихе Н.К. Рериха соседство восточного мудреца и знатных горожан, живших в средневековой Германии, но кто знает, какие невидимые узы связывают их… [6, с. 395–397]. Триптих «Fiat Rex», как и другие полотна художника, таит в себе множество загадок и скрытых символов. Так, изображая Космического Иерарха и его земных учеников, художник раскрывает одно из важнейших положений системы познания Живой Этики: «Учитель – ученик», благодаря которому возможно совершенствование и духовное восхождение человека.
Образы Уты и Эккехарда в триптихе Н.К. Рериха также являются воплощением закона равновесия мужского и женского начал. Оба начала призваны дополнять друг друга, реализуя данные им возможности в сотрудничестве и сотворчестве. «Птица духа человечества не может летать на одном крыле» [цит. по: 2, с. 419], – говорил индийский философ Вивекананда. Эккехард держит в руках щит и меч, символизирующие проявление активного начала и защиту завоеванных достижений духа. Огонь в руках Уты не столько напоминает о традиционной роли хранительницы очага, сколько указывает на хранительницу огня духовного.
«В Сиккиме (в 1924 г. – прим.) Н.К. Рерих написал большую серию картин («Знамена Востока» - прим.). На полотнах запечатлел основателей учений и религий, философов и подвижников, реформаторов и мыслителей. В его выборе великих личностей Востока была своя закономерность. Как будто он писал не картины, а историю самого Востока, его культуры и мысли. Будда, Христос, Лао-Цзы, Конфуций, Моисей, Цзон-ка-па, Падма Самбхава, Миларепа, Нагарджуна. Он писал их необычно, нетрадиционно. Казалось, он знал о них много больше, нежели можно было почерпнуть из официальных, узаконенных источников» (Шапошникова Л.В. «Мастер» М. 1998, с. 223).
Возникает вопрос, почему Рерих взял сюжеты Востока. Но известно, что Восток – колыбель древнейшей культуры на планете, откуда пошли философские Учения, религии и появились первые мудрецы. Серия «Знамена Востока» представляет мудрость во всем ее богатстве – через «знаменосцев» и духовные процессы, к которым эти великие имели непосредственное отношение.
На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику.
Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!
«Матерь Мира скрывает Имя Своё. Матерь Мира Закрывает Лик Свой.
Матерь общая Владыкам не символ, но Великое явление Женского начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг.
С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. По истории человечества Ее Рука проводит неразрывную нить.
При Синае голос Её звучал. Образ Кали был принимаем, основа Исиды, Иштар.
После Атлантиды, Когда Люцифер нанёс удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить.
После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя, пока не пробьёт час Светил».
(Ж. Сент-Илер «Криптограммы Востока», «Матерь Мира»).
Говоря о женском участии в великой созидательной работе на благо людей, Н.К. Рерих приводит слова глубокой древности: «Перечисляя подвиги женщин, мы напишем историю всего Мира. Перечисляя экстазы озарения, мы перечислим глаза женщин. Изучая сотрудничество, мы увидим руку женщины».
Одну из своих картин Н.К. Рерих посвящает святой Женевьеве — покровительнице Парижа, чьё имя на протяжении 15 веков чтит французский народ. Николай Константинович любил Францию, неоднократно бывал там, и, конечно, он не мог не почувствовать той глубины сердечного почитания, которым окружён образ святой Женевьевы в этой стране. В её честь здесь сложено немало стихов и гимнов, её именем названы улицы, кварталы и предместья, о её жизни написаны книги и созданы картины. Пюви де Шаванн, которого Н.К. Рерих считал своим вторым — после А.И. Куинджи — учителем живописи, посвятил святой Женевьеве цикл монументальных панно, украшающих ныне парижский Пантеон — храм в центре Парижа, выстроенный на месте церкви Святой Женевьевы.
Обратимся к Образу святой Женевьевы, жившей в V-VI веках во Франции. «Святая Женевьева спасла Париж от огня и нашествий», — писал Н.К. Рерих в 1935 году в статье «Notre Dame». Несколькими годами ранее (в 1933 году) художник написал картину, посвящённую этому чудесному событию — спасению Парижа от разорения войсками гуннов, возглавляемыми Атиллой, прозванным за жестокость «бичом божьим».
Еще одной французской героине Н.К. Рерих посвятил триптих «Жанна д’Арк» (1931). В этом триптихе «за основу центральной композиции «Вечная Матерь» он берёт знаменитый витраж Шартрского собора. Здесь те же густые синие и красные тона. Художник позволил себе изменить лишь рисунок короны Богоматери, добавив к ней три красных круга, образующих знак Знамени Мира», - Е.П. Маточкин.
«Мы видим девятнадцатилетнюю героиню французского народа, прекрасную сердцем девушку, молящуюся перед решительной битвой с англичанами, и в конце — ее фигуру, объятую алым пламенем, как возвышенный символ Будущего, как свидетельство, что дух все же сильнее мук инквизиции и служителей тьмы. И поверх костра — небо, как триумф, то самое, необъятное, овеянное трепетом синевы, которое Рерих умеет так чутко воспроизводить на полотне», - Рудзитис Р.Я.
Еще одна картина олицетворяющая роль женского начала, называется «Ведущая».
На картине изображена женщина, которая через отроги скал ведёт за собой мужчину на вершину горы. Нежно-розовые лучи восхода окрасили вечные снега горных пиков и коснулись одеяния женщины. Весь облик её устремлён ввысь, к самым высоким вершинам. Чистые помыслы и высокие духовные идеалы делают лёгким самый крутой подъём; фигура женщины изображена словно на взлёте, мы видим, как легка она в своём движении вверх – словно птица, готовая улететь. Женский образ в мягких складках нежно-голубой одежды кажется бесплотным. Облик мужчины более земной – и выражением лица, и своими движениями. Округлый абрис его спины повторен дугообразными очертаниями тёмных камней. Мужчина – носитель материального начала, подверженного притяжению Земли. В сравнении с ним женская фигура кажется невесомой, изменчивой в своих формах, как волны тумана.
В картине раскрывается закон единства и сотрудничества двух начал — женского и мужского, а также духовная роль женщины. «И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях», – пишет художник. «И как апофеоз <...> духовного стремления, мне хотелось в картине «Ведущая» дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам» (Н.К. Рерих. Держава Света).
Эмблему Знамени Мира можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина «Мадонна-Орифламма» (1931) или, как ее называл сам художник, «Владычица Червонно-Пламенная». На картине изображена Мадонна с развернутым в руках полотнищем Знамени Мира. В какой-то мере «Орифламма» явилась и откликом Рериха на женское движение за равноправие. Проблема эта и посейчас существует во многих странах, в первых же десятилетиях нашего века она стояла весьма остро, и Николай Константинович поддерживал борьбу женщин за их права. Многие женские организации в свою очередь активно выступали в защиту культурных начинаний художника и особенно Пакта и Знамени Мира, - Беликов П.Ф.
В картине «Мощь пещер» многоярусный скальный массив, «прорезанный» лазами-пещерами и вырубленными в толще молельнями, торжественно высится над излучиной реки на фоне фиолетовых гор и розовато-голубоватых жемчужных вершин. Застывшие фигуры медитирующих и молящихся лам-желтошапочников, истязающих себя «во имя будущего», являются неотъемлемой частью этого горного царства. По небу летит Красный конь, как символ мысли, символ наступающих перемен.
Св. Франциск родился в Ассизи, Италия, XIII век (1182-1226 г.). С конца IV-го века Италия, совершенно истощенная нападениями иноземных варваров, проходящих по ней огнем и мечом, рвущих ее на части, впадает в одичание и разорение, оцепенение.
Но среди народов еще с XI века начинается подъем жизненных сил. На смену феодализму развивается итальянская коммуна, входит в силу буржуазия, начинается расцвет науки. В наиболее важной для средневекового человека области - в религии - начинает работать проснувшаяся мысль.
Духовенство, до папы включительно, к тому времени совершенно опустилось, отличалось крайней испорченностью нравов, грабило народ; его алчность, разврат, себялюбие вошли в поговорку.
И вот в XIII веке появляется Франциск - сын богатого купца, он оставляет все и ведет жизнь нищего отшельника и проповедует забытые к тому времени простые евангельские заповеди о любви к ближнему и о чистоте нравственной жизни. Для Франциска - все люди - братья. И не только люди, но и все живое, и сама природа. Он проповедовал зверям и птицам и они, согласно легендам, слушали его и не боялись, шли ему в руки.
Произведение «Сожжение тьмы» написано на основе легенды о камне-чинтамани. Темная, практически в одном тоне индиго, ночь на картине символизирует тьму. Тьма – прежде всего духовное понятие, ибо Будда учил, что тьма – есть невежество. И здесь мы не видим обычного у Н. Рериха свечения снегов вершин и льда. И даже три звезды священного Ориона не сияют над горами, а только едва обозначены. Ларец со светящимся сокровищем-камнем является самым светлым пятном картины, и прежде всего на него и несущего его Владыку Братства, узнаваемого по портретам, падает взгляд зрителя. На картине происходит действо – сжигание тьмы с помощью Камня, который, кроме конкретного легендарного камня, присланного Рерихам, в самом широком аспекте представляет свет духа, пробуждаемого в себе человеком, стремящимся к Свету. С одной стороны, в картине показано служение с Камнем, которое совершили сами Рерихи, пройдя с ларцом по землям Азии, где камень, по преданиям, способствует процветанию того, с чем он соприкасается, содействует уменьшению тьмы земной. С другой стороны, без личных усилий тьма не рассеется.
«Сокровище гор», в своих статьях Рерих часто упоминает огромные сокровища, хранимые в глубинах Гималаев. Он пишет, что само название горы Канченджанга означает буквально: «Пять сокровищ великих снегов». Потому что гора хранит пять самых важных драгоценностей Мира. Но это не золото, не алмазы, не рубины. Древний Восток знает другие сокровища. Именно их имел ввиду Рерих, когда писал картину «Сокровище гор». Не датировано: «...Взгляд устремляется вглубь пещеры. На переднем плане огромные кристаллоподобные сталлоктиты и сталлогмиты. Но смысл не в этих редких и драгоценных минералах. Там в глубине сводчатой пещеры можно разглядеть группу людей, облаченных в длинные одежды. Один из них держит зажженный светильник, ярко освещающий пещеру. Это Махатмы. Их мудрость и есть истинное сокровище гор.
Дозор Гималаев. «В обширной горной стране, — читаем мы в книге «Братство», — нелегко отыскать Обитель Братства. Нельзя представить себе всю сложность горных нагромождений. Вы уже знаете и об особых мерах предохранения. Если и существуют знаки, обозначающие границы, то кто же поймёт эти приметы? Если и существует описание пути, то в сложных символах кто найдёт указания? Но даже неразумный поймёт причины такой бережности. В жизни люди умеют охранять любимого человека. Где сердце и чувства, там найдутся и средства. Обережём Братство!», - Н.К. Рерих.