Выставка традиционной буддийской живописи танка

3 мая в Культурно-выставочном центре на Байкале открылась выставка традиционной буддийской живописи танка с названием «Традиция сквозь время». Автор – художник, известный далеко за пределами нашей страны, Николай Николаевич Дудко. Искусству танка Николай Николаевич учился у нескольких учителей: в Бурятии у ламы Дармадодди, в Монголии у реставратора Хишигбаяра, в Индии у личного художника танка Далай- Ламы, Ген Сангей Еше.
Танка – в переводе с тибетского означает «свиток». Синонимом этого понятия в христианской традиции является «икона». Молящийся через посредство танка входит в духовное общение с тем святым или Божеством, который изображен на ней. Танка является важным элементом в духовных практиках, медитациях. Она помогает сосредоточить ум на необходимом качестве, эмоции или образе.
Основой для буддийской иконы служит льняная или хлопчатобумажная ткань, иногда шёлк. Краски для танка - это растёртые в порошок минералы, в качестве связующего для которых используется животный клей.
После подготовки основы, грунтовки и полировки грунта, художник приступает к нанесению рисунка. Рисунок выстраивается по правилам, определёнными каноном. Далее наносятся основные цвета. Более тонкая проработка ведётся красками растительного происхождения. После наносится творёное золото. Там где нужно оно полируется, кое-где производится его теснение. По завершении процесса создания танка совершается обряд освящения.
По преданию первая танка была нарисована более 2600 лет назад при непосредственном участии Будды Шакьямуни. Она изображала колесо Сансары, колесо Бытия. Иконография этой танки сохраняется по сей день. В центре расположены трое животных: свинья, петух и змея - символы эмоций, которые движут всеми живыми существами. Свинья – неведение, петух – гордость, змея – гнев. Их окружает круг, разделённый на чёрную и белую половины, символы плохой и доброй кармы. Карма – это связь наших поступков с их результатами. Аналог подобного понятия можно найти в русской поговорке: «Что посеешь, то пожнёшь». Далее изображение окружает сфера, разделённая на шесть секторов, каждый из которых означает определённый мир: Богов, Полубогов, людей, животных, голодных духов, всевозможных адов. По учению Будды в каждый из миров перевоплощающийся попадает соответственно своим добрым или плохим поступкам, совершённым в течение жизни. Колесо Сансары держит в своих объятиях страшное существо Мара, хозяин смерти. Это символ того, что все, начиная от Богов и заканчивая обитателями ада, подвержены смерти. Таким образом, Будда объяснил бренность окружающего нас видимого мира и указал на духовные сокровища каждого, совершенствуя которые можно вырваться из круга перевоплощений.
На выставке представлены девять танка, пять из которых – оригиналы, остальные – жекле (высококачественные копии, воспроизведённые на шелке). Центральное место в экспозиции занимает изображение Будды, по правую сторону которого, располагается танка с изображением Авалокитешвары, по левую - танка с изображение Манжушри, Авалокитешвары и Ваджрапани.  Все танка обрамлены орнаментальными тканями. В созвучии с насыщенными и тонкими по цвету буддийскими иконами они создают очень праздничный возвышенный настрой. Попадающий в атмосферу выставки зритель сразу ощущает мощные радостные излучения, исходящие от произведений. Чувствуется вековой опыт народов, в лучших устремлениях создавших традицию, которая теперь через индивидуальную форму, найденную художником, насыщает нас жизнедательным импульсом, устремляющим к бесконечному совершенствованию.
Стремление к знанию было заповедано Великим Буддой. Эта выставка открывает зрителю возможность соприкоснуться с древнейшим знанием единства и многомерности Бытия, и, в какой- то мере, понять великий закон Красоты, создающий всю Вселенную.


Старший преподаватель кафедры
монументально-декоративной живописи НИ ИрГТУ
Д.В. Дорохин