Выставка постеров картин Н.К. Рериха "О Вечном" На данной выставке постеров картин Н.К. Рериха представлены работы, посвящённые великой, таинственной стране Шамбале и Учителям человечества, живущим в ней. Испокон веков люди искали и ищут пути в эту страну. Кто-то по зову сердца, кто-то из любопытства, кто-то мечтая обрести могущество, используя знания, которые там можно найти. Но не позванный никогда не сможет попасть туда. Для того, чтобы попасть в Шамбалу, нужно стать достойным, чистым и светлым человеком, устремлённым всем сердцем к Высшему. 

 Н.К. Рерих и его жена Е.И. Рерих были такими людьми. Они сами нигде прямо не писали, но есть такие предположения, что они посещали эту Страну, когда были в Центрально-Азиатской Экспедиции.
 Все картины этого величайшего художника, философа, мудреца пропитаны любовью к мирозданию, наполнены знаниями и  глубоким смыслом. Они рассказывают нам о прошлом, предупреждают о настоящем и зовут в прекрасное будущее.
 На левой стене среди картин, посвященных стране Учителей, есть две картины под названием «Весть Шамбалы». На них изображён лучник, пускающий стрелу. Это символ могущества и быстроты мысли. Мысль, посланная как стрела, всегда достигает цели. 
 «Мысль в виде конкретного, яркого и законченного образа можно передать на огромное расстояние» (Грани Агни Йоги).
 Картина «Шепот пустыни». Николай Константинович в ЦАЭ пересекал пустыню, останавливаясь на ночлег, устанавливали палатки, разводили костры и общались, Присоединялись к ним проходящие мимо путники и рассказывали разные новости. Среди обыденных новостей проскальзывали вести о Высоком, о духовном, о таинственном. Говорили и чудо камне и о волшебном перстне, и о Великом Всаднике, и о прекрасной загадочной стране. Так сокровенные новости распространялись среди знающих, а затем складывались в легенды, а так же в предзнаменования. Картина эта входит в серию «Майтрейя».
 Этой серии так же принадлежит картина «Майтрейя Победитель». В своём экспедиционном дневнике Николай Константинович Рерих писал: «В Драсе лишь первый знак Майтрейи. Но в древнем Маульбеке гигантское изображение Грядущего стоит властно при пути. Каждый путник должен пройти мимо этой скалы. Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение земле. Знают — Майтрейя идет». 
 В каждую Новую Эпоху к человечеству приходит Великий Учитель, который помогает перейти на новую ступень эволюции. И вот сейчас Шестой Будда – Майтрейя ожидается, который придёт, и на Земле с его приходом появится новая шестая раса человечества. Он уже встал на ноги и готов идти. Готово ли человечество принять Его?
 Из этой же серии картина «Твердыни стен (Монастырь Бон-по)». Здесь мы тоже видим скульптуру Майтрейи на территории горного монастыря добуддийской веры. Твердыни стен, возведенные на высоких, безводных вершинах, говорят о твердыни Духа тех, кто их возвёл.
 Картина «Знамя грядущего», серия Майтрейя, тоже призывает нас к ожиданию чего-то Светлого, Высокого. Повествует нам о приходе Новой Эры.
 «На горном перевале в Гималаях, ранним утром, на скале висит тибетская танка (икона). Перед образом Владыки склонились молящиеся странники. Благоговение излучают их фигуры, быть может, кто-то повторяет мантрам — «Ом мани падме хум». Люди отдыхают от долгого, тяжелого перехода и проводят эти часы в размышлении, в духовных беседах об Эре Света. И кажется, что от их мыслей просветляются снега, скалы, само пространство», Р. Рудзитис.
 Та же тема ожидания Учителя заложена в картине «Чудо. Явление Учителя».

Выставка постеров картин Н.К. Рериха "О Вечном"

 «Психология восточного человека, преданного высшим понятиям, его сердечная вера выражены в картине «Чудо. Явление Мессии» — семь фигур в белых одеяниях, склонившись в великом благоговении, ожидают пришествия мирового Учителя. Он еще не видим за каменным мостом, но чудесный свет Его ауры, сияющий как солнце, восходит над темным склоном. Это чудо — пробуждение и преображение сознания», - Р. Рудзитис.
 Картина «Стражи ночи». Путешествуя в Гималаях, покоряя снежные вершины и перевалы, Николай Рерих видел повсюду, одухотворенность окружающей природы. То там, то здесь показывали свой лик величественные горы. Вот и на этой картине художник изобразил одиноко возвышающиеся вершины в виде стражей, охраняющих путь в Заповедную страну, чтобы не один неготовый и не позванный не смогли пройти, иначе это может быть опасно для жизни желающего проникнуть в это священное место от высоких энергий, которые непереносимы для человека не достигшего нужной степени развития и чистоты. А в дали светятся огни стражников.
 Картина «Тень Учителя» принадлежит серии картин «Знамёна Востока». «В творческом видении Рериха не только сам Учитель, но даже его тень, отраженная на скале, будто благословляет людей, не уставая в творении блага», - Р. Рудзитис.
 "Тень Учителя" относится к апокрифам о Христе, когда говорилось, что при прохождении Его следы тени Его не исчезали, а запечатлевались" (Н. Рерих писал в письме В. Булгакову).
 На картине «Кулута» 1936 г. Н. Рерих изображает долину Кулу в зимнее время. Здесь он жил со своей семьёй в годы, проведённые в Индии. Эту долину ещё называют долиной трёхсот богов. На фоне гор изображена скульптура Гута Чохана,  легендарного покровителя Кулуты. Эта статуя находится рядом с домом, в котором жили Рерихи в Индии в долине Кулу. 
 На центральной стене мы можем видеть картину «Христос в пустыне», посвященную Великому Учителю человечества Иисусу Христу. 
 «Христос изображен среди безлесных, пустынных гор. Их острые синие пики, поднимаясь все выше и выше, пронзают густую бирюзу сумеречного неба, на фоне которого блистает одинокая звезда. Граница гор словно разделяет мир вышний и мир земной, в который пришел Христос, объединив оба мира своим именем – Сына Божьего и Сына Человеческого.
 Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы [Лука. 4:1–4:13]. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна. Являясь порождением человеческого невежества, страха и злобы, служитель тьмы пытается смутить и устрашить Христа, потому и грозен его оскал. Но в утверждении истины Христос, преодолев все страхи, сомнения и физические тяготы, остается не поколебим».
 Рядом расположена картина «Царица Небесная». Николай Константинович много говорил и писал, что кроме Высшего Мужского Начала существует и Высшее Женское Начало, иначе, как возможно сотворение чего-либо? Только в гармонии и объединении обеих энергий. Есть Отец, значит есть и Мать.
 Эта картина - мозаичная роспись алтарной части церкви Святого Духа в Талашкине. "Царица Небесная" Н.К. Рериха далека от канона православной церкви. Она предстаёт не смиренной родительницей божественного младенца, а творящим началом Мироздания, отождествляемым часто с женским началом и материальной структурой Вселенной. Художник называл Царицу Небесную Матерью Мира.
 И в продолжение темы картина «Звезда Матери Мира». Серия «Его страна». «логика авторского замысла наводит на мысль, что в Его стране должен жить образ Матери Мира – олицетворения вселенского женского начала, общей Матери всех Учителей Света. Чуть-чуть забрезжил рассвет, и уже погасли все звезды. Только невысоко над горизонтом, на темной полосе неба ярко светит Венера, предвосхищая грядущий день и указывая путь каравану, двигающемуся по зыбучим пескам. Когда это было?.. Может быть, картина воплощает евангельское предание о рождении Христа и Вифлеемской звезде, когда волхвы «видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф. 2:1-2)? А может быть, изображенные бескрайние пески – это пустыни духа, олицетворение современного состояния человечества, а «звезда Его» вновь указует путь к Мессии, новому Владыке мира, которого ждут во всех частях света? Ждут его и в Гималаях в образе десятого воплощения Вишну – Великого Майтрейи». (Е.П. Маточкин)

Выставка постеров картин Н.К. Рериха "О Вечном"

 Картины, расположенные на правой стене, посвящены Буддизму и Учителю, принёсшему это учение на Землю, - Гаутаме Будде.
 Картина «Вести орла». В буддизме орел считается ездовой птицей Будды Амогхасиддхи (один из пяти Будд мудрости). Орел, как гаруда, символизировал разум, идущий дорогой просветления. Во многих культурах орел выступает как вестник, а в творчестве Н.К. и Е.И. Рерих орел является символом наступления новой эпохи Майтрейи, что впоследствии Николай Рерих отразил в картине «Приказ Учителя». Возможно, вид буддийских пещер, среди которых летали орлы и грифы, подсказал художнику сюжет картины.
 Картина «Шекар-Дзонг». «…Тоже старинное место — Шекардзонг. Когда тибетцы были смелыми орлами, они не боялись взлетать на отвесные скалы и лепили на кручах свои защищенные святыни. Целая декорация башен, переходов и храмов. Но теперь тибетцы опустились в долину. Начальники уже не живут в замке, а ютятся внизу, обирая народ произвольными жестокими поборами. Только издали привлекательны старые дзонги Тибета». (Н.К. Рерих)
 Рядом находится две картины с названием «Лама». Одна 1941 года, а вторая 1945 года. «Два загадочных образа с опущенным взглядом и еле уловимой улыбкой. Кажется, что они погружены в медитацию и мысленно общаются с пространством. Художник берёт низкую точку зрения, так что голова его героев оказывается на фоне гор и близкого неба – тот же приём, что и у Леонардо. Самое поразительное, что Рерих в своём старом «Ламе» почти точно повторяет известный рисунок дюреровского апостола (1508). Само по себе использование европейского типа лица для написания тибетского монаха могло бы показаться надуманным, если бы не те неожиданные совпадения, которые в действительности наблюдал Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции» (Е.П. Маточкин).
 Картина «Перекрёсток путей Христа и Будды» рассказывает нам о том, где был Иисус Христос с 12-ти по 30 лет. Путешествуя в Тибетских горах, Николай Константинович в одном из Тибетских монастырей нашёл записи, свидетельствующие о том, что Иисус Христос был в Индии, жил в тибетских монастырях и изучал заветы, оставленные Буддой. В Индии хорошо знают и почитают Христа, а называют Его там Исса. «Ламы знают, что Иисус, проходя по Индии и Гималаям, обращался не к браминам и кшатриям, но к шудрам - к трудящимся и униженным. Записи лам помнят, как Иисус возвеличил женщину - Матерь Мира. Ламы указывают, как Иисус отрицательно относился к так называемым чудесам» (Н.К. Рерих. Исса.)
 Н.К. Рерих написал несколько образов Будды, -Будда Победитель, Будда Дающий (Две чаши), Будда Испытатель и др. 
 Картина «Две чаши» (Будда Дающий). «…великий Учитель познания стоит на ступенях, перед ним склонился старец, протягивая чашу, он просит у Учителя «влагу истины». (Р. Рудзитис)
 «Чаша Будды чудотворна и неистощима - это чаша жизни.
 Вспомним о почитании чаши бессмертного напитка, о борьбе из-за которого так поэтично повествует Махабхарата. Индра берет от царя Нагов чашу и относит ее на небо. У мусульман в Кандахаре есть тоже своя святая чаша.
 По персидским сказаниям, когда Джемшид стал рыть основание города Истакара, была найдена волшебная чаша "Джами Джемшид", из бирюзы, полная драгоценного напитка жизни.
 Сказание Соловецкого монастыря о ветхозаветных лицах упоминают чашу Соломона: "Велика чаша Соломона, сделана из драгоценного камня. В ней написаны три стиха самарийскими письменами, и никто истолковать их не может".
 В Харране имеется священная чаша Фаа Фага …
 … Предложив чашу Нам подобному не будешь оставлен ни памятью, ни суждением". "Кто дает чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью".
Эта чаша - ладья жизни, чаша спасения - скоро снова должна быть найдена. Так знают в пустыне». (Н.К. Рерих)
Выставка постеров картин Н.К. Рериха "О Вечном"

 «Будда Испытатель» (Будда в подводном царстве) — «…согласно легенде, Будда проповедовал свое Учение в морском царстве рыбам, подобно христианскому святому Антонию Падуанскому, который обратился к рыбам, когда люди не захотели его слушать, или — Франциску Ассизскому, который проповедовал и птицам и лесным зверям. Все великие духовные подвижники излучали дружелюбие не только на людей, своих братьев, но и на все существа» (Р. Рудзитис).
Картина «Белые кони». «...В Монголии есть обычай большой древности. В случаях народного бедствия или нужды ламы всходили на высшую гору и с заклинаниями разбрасывали бумажных коней. Конь, как символ Будды, силы и счастья. И, кружась, неслись эти кони валькирий, эти световитовы кони, неся помощь неведомым бедствующим». (Н.К. Рерих)
 Во время транс-гималайской экспедиции Н.К. Рериху было указано на обычай, до сих пор существующий на Востоке: во время непогоды ламы выходят на высокую гору и для помощи и спасения неведомых путников разбрасывают маленькие изображения коней, далеко уносимые вихрем. В этом действии есть благость и самоотречение. На картине лама разбрасывает белых бумажных коней в помощь неведомым путникам. В сияющих небесным светом облаках также можно различить мчащихся белых коней. На самом большом виден силуэт Владыки Майтрейи, облетающего Землю.
 В Живой Этике говорится, что многими спокойными днями жизни мы обязаны неизвестным спасителям, которые предупредили и отвратили надвигающиеся опасности, оставшиеся для обычного человека незамеченными.
 Картина «Храм» (Монастырь) относится к серии картин «Святыни и твердыни». «...Не хочется давать здешним изображениям этнографический или географический характер. Пусть они идут как символы «святыни и твердыни». Пусть своим общим тоном героизма и подвига они скажут об этом крае» (Н.К. Рерих). Действительно каким бесстрашием, какой силой духа нужно обладать, чтобы строить и жить в храмах на такой высоте!